Сходства и различия между психоанализом и гештальт-терапией

В этой статье я, опираясь на исследования Лебедевой, Ивановой и Гингера, анализирую преемственность и взаимосвязь между гештальт-терапией и психоанализом.
После первой волны развития психологии как науки, к которой традиционно относят психоанализ, бихевиоризм и гештальтпсихологию, в середине XX века силу набирает вторая волна, к которой относятся: гуманистическая, когнитивная и экзистциональная психология. Гештальт-терапия вышла из гуманистической ветви. Многие путают два созвучных направления: гештальтпсихологию и гештальт-терапию. Несмотря на единый корень "гештальт", это две абсолютно разные школы.

Начну историю создания гештальт-терапии как нового направления в психологии с описания становления личности ее отца-основателя.
Фридрих (Фриц) Перлз родился в 1893 году. В 1920 году он окончил Берлинский университет и получил степень доктора медицины со специализацией в нейропсихиатрии. В 1926 году Перлз, увлекшись психоанализом, прошел четыре последовательных анализа, длившихся в сумме около шести лет, после чего 23 года практиковал в психоаналитическом подходе.

В 1936 году Перлз на Международном психоаналитическом конгрессе выступает с докладом, где впервые встречается с Фрейдом. Наталья Лебедева в своей книге «Путешествие в гештальт» так описывает основные тезисы этого выступления: «Перлз утверждает, что инстинкт голода не менее важен, чем сексуальный; а агрессивность, проявляющаяся у младенца с первыми зубами, позитивна и способствует выживанию» (Лебедева Н., 2019). Новые идеи не были поддержаны ни конгрессом, ни самим Фрейдом. Перлз разочарован.
В 1942 году выходит книга «Эго, голод и агрессия». В этой книге вырисовывается центральная роль настоящего момента, значимость телесного статуса и непосредственного чувствования, целостный подход, ценность прямого контакта с другим, важность развития ответственности клиента и др. (Перлз Ф., 2014). Все эти зерна прорастут в теоретические постулаты гештальт-терапии.

В это время Перлз еще относит свои идеи к психоаналитическим, считая возможным дополнить ими психоанализ.

В начале 50-х годов Перлз с коллегами окончательно встали в оппозицию ортодоксальному подходу в психоанализе и объединили все свои идеи в новый психотерапевтический подход. Были различные варианты как его назвать: интегративная терапия, экспериментальная терапия, терапия концентрации, экзистенциальный психоанализ. Последнее название, как мне кажется, максимально близко отражает влияние существующих на тот момент школ на идеи гештальт-терапии. Однако Перлз останавливается на названии "гештальт-терапия", что вызвало чрезвычайно бурные споры с его коллегами. Лора Перлз, его жена, защитившая диссертацию по гештальтпсихологии, считала, что новый метод имеет мало общего с теорией, которая развивалась как лабораторное направление для изучения восприятия, мышления, личности и не имела никакого применения к консультативной или терапевтической деятельности (Лебедева Н., 2019).

Важно отметить, что сам Перлз в отличии от своей жены, на тот момент разбирался в гештальтпсихологии достаточно поверхностно. Похоже, что название было выбрано, как сейчас можно было сказать, из маркетинговых соображений и придавало значительность и загадочность новому направлению.
В 1951 году Фридрих Перлз, Пол Гудман и Ральф Хефферлин заканчивают написание своей книги «Гештальт-терапия». Этот год можно считать датой рождения нового направления в психологии.

К этому времени Зигмунда Фрейда уже не было в живых, поэтому узнать, что думал основатель психоанализа относительно концепций предложенных Перлзом, мы никогда не сможем. Однако, зная как ревностно Фрейд относился ко всем отступлениям от его теории, могу предположить, что он вряд ли бы увидел в этом продолжение психоаналитической концепции.

За три года до смерти Фрейд и Перлз все же встречались, и встреча это навсегда отвернула ученика от своего учителя.
Несмотря на постоянное противопоставление Перлзом гештальт-терапии и психоанализа, нельзя не отметить то, что их многое объединяет.

Прежде всего Перлз не отрицает бессознательное. Перлз вместо ассоциаций и интерпретаций предлагает идти к бессознательному через вслушивание в тело, в ощущения, в эмоции (Гингер С, 1999).

Я тут не вижу необходимости выбирать по принципу «или-или». Мне кажется, что терапевт вправе по месту решать через какую дверь предложить зайти клиенту в свое бессознательное. В пользу языка эмоций говорит то, что в большинство движимых нами скрытых мотивов нацелены на желание ощутить те или иные эмоции. Поняв точно, что клиент чувствует, можно определить потребности и сопротивления, которые мешают их удовлетворить. Однако не все клиенты способны точно понять, что они чувствуют. Например, современное общество придерживается традиций воспитания мальчиков, при который осуждается проявление эмоций. В результате у мужчин происходит смещение осознания в когнитивную сторону. В этом случае может лучше подойти психоаналитический метод.

Перлз много заимствует из терминологии классического психоанализа, это и сопротивление, и психологическая защита, интроекция и проекция, перенос и контрперенос, компульсивное повторение и др. Иногда содержание, которое вкладывает в эти понятия Перлз, сходно с фрейдовским, порой – отличается.
Сновидения широко используются в обоих подходах, однако в анализе они служат основой̆ для вербальных ассоциаций и чаще всего влекут за собой̆ интерпретацию. В гештальт-терапии последовательная идентификация со всеми элементами сновидения также влечет за собой̆ ассоциации, часто сопровождаемые эмоциональными реакциями, нередко усиленными посредством проигрывания (воплощения в действие) по психодраматическому типу (Гингер С, 1999).

Мне близка техника представления любых элементов сновидения, как часть нас самих. Если наше подсознание пишет сценарий сновидения, то роли исполняет один актер - наше Я, параллельно перевоплощаясь в разные образы.
Перейдем далее к обсуждению расхождений во взглядах Перлза и Фрейда и, соответственно, отличительных черт гештальт-терапии в сравнении с психоанализом.

Итак, во-первых, общепринятому разделению тела и духа, объекта и субъекта, индивида и среды Перлз противопоставляет холистический подход. Каждый элемент рассматривается в его интимных связях с целым. Целое всегда нечто больше, чем его части.

Эти идеи были позаимствованы гештальт-терапией у своей однофамилице – гештальтпсихологии. Мне кажется, что эти принципы никак не противоречат учению Фрейда и позволяют посмотреть на предмет исследований еще с одного ракурса.
Во-вторых, если в психоанализе акцент делается на исследовании прошлого, на рассмотрении индивидуальной истории, то в гештальт-терапии прерогатива отдается анализу ситуации в настоящем или принципу «здесь и сейчас». Способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в настоящий момент является условием формирования и завершения гештальта.
При этом Перлз никоим образом не отрицает, что все берет свое происхождение в прошлом и стремится к последующему развитию.

«Я ни в коем случае не отрицаю, что все берет свое происхождение в прошлом и стремится к последующему развитию, я просто хочу пояснить, что прошлое и будущее постоянно соотносятся с настоящим и должны быть с ним связаны. Вне связи с настоящим они теряют свой смысл». (Перлз Ф., 2014).

Перлз оспаривал также фундаментальные представления Фрейда о развитии невроза. Для Перлза невроз является следствием накопления определенной суммы «незакрытых гештальтов», то есть потребностей, процесс удовлетворения которых был прерван, а не обязательно желаний, табуированных обществом и подавленных суперэго или эго.
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
Следующее расхождение касается отношения к установлению причинно-следственных связей. С психоаналитической точки зрения, для понимания себя и развития способности к изменению наиболее важно узнать, ПОЧЕМУ/WHY человек ведет себя тем или иным образом.

В парадигме гештальт-терапии для этого самым существенным является осознание человеком, КАК/HOW он себя ведет. Поиски объяснений причин расстройства, связанного с детскими травмами, представляются Перлзу защитными оправданиями, которые могут скорее усилить, а не разрушить невроз (Лебедева Н., 2019).

Думаю, что осознание клиентом первопричин своих душевных переживаний в прошлом, является важным, но недостаточным условием устранения невроза. Прояснение истории психического становления человека может показать нам причинно-следственную связь, но этого недостаточно для выздоровления.

В психоанализе акцент делается на подавляемом материале (в понимании и проработке внутренних конфликтов), а в гештальт-терапии акцентируется очевидное. Это позволяют повысить осознанность клиента и, в конечном счете, может помочь прийти к изменению в переживаниях и поведении.
Еще одно расхождение Перлза и Фрейда касается подхода к влечениям. Как известно, Фрейд выделял две основные группы влечений: поддерживающие, созидающие жизнь, и деструктивные, связанные с агрессией и направленные на разрушение жизни. По Перлзу, ни одно из влечений или потребностей не является априори основной; можно говорить лишь о том, какая из них (потребность в безопасности, принятии и т. д.) доминирует в настоящий момент.

Еще одно отличие гештальт-терапии, вытекающее из вышесказанного, касается отношения к процессу ассимиляции. В психоанализе важнейшей задачей считается высвобождение репрессированного материала. Предполагается, что его проработка и ассимиляция происходят затем без особых подводных камней, как бы «сами собой». В гештальт-терапии пережевывание, переваривание ранее интроецированного опыта и процесс его ассимиляции рассматриваются как самостоятельные задачи, решению которых на сеансах целенаправленно отводится особое время.
Основными методами психоанализа являются свободные ассоциации и интерпретации. По мнению Перлза, эти методы недостаточны и часто неэффективны. Они создают избегание прямого переживания ассоциируемого и интерпретируемого материала.

Кроме того, интерпретируя, психоаналитик неизбежно берет ответственность на себя, в то время как усилия гештальтиста направлены на передачу ответственности клиенту (Лебедева Н., 2019).

Способ интерпретаций является для меня самым спорным в психоанализе. Интерпретации не основанные на трактовании ассоциаций зачастую превращаются в преждевременные фантазии. Когда же аналитик работает таким образом с ассоциациями, то неминуемо сталкивается с сопротивлением вытесненного у пациента. В такой ситуации аналитик берет на себя ответственность, забирая ее тем самым у клиента.
Принципиально расходятся гештальт-терапия и психоанализ и в отношении к механизму переноса. В гештальт-терапии перенос не служит основным двигателем терапии, а классические психоаналитики его намеренно эксплуатируют, специально взращивая «невроз трансфера».

Задачей терапевта является отслеживание сопротивлений, которые привычным образом демонстрирует клиент. Перенос свойств другого человека или проекция своих собственных черт на терапевта является одним из самых распространенных защит.

Для усиления переноса и превращения его в «невроз трансфера», аналитик эмоционально отстраняется от клиента, подчеркивая свою нейтральность. Гештальт-терапевт, напротив, всячески располагает к себе, встраивая равные доверительные отношения. Доверие в психоаналитической работе также является залогом успеха. В противном случае интерпретации аналитика не будут присвоены клиентом. Думаю, именно поэтому в современном психоанализе столь ярко очерченные ранее границы стираются и отношения пары клиент-терапевт/аналитик становятся более эмпатичные.
Что касается самого понятия сопротивления, то в психоанализе акцент делается на сопротивлении пациента терапевту. При этом гештальт-терапия направлена не на преодоление сопротивлений, а на их осознание клиентом. Эти сопротивления могут быть как патологическими, так и здоровыми, и порой необходимыми для психосоциального равновесия.

В этом плане мне близко разделение этого психологического феномена на защиты и сопротивления. В случае пользы человеку мы говорим о защитах, когда происходит прерывание контакта и невозможность удовлетворить существующую потребность, можно говорить о сопротивлении.
Психоанализ более интеллектуален, чем гештальт-терапия с ее постоянным обращением к чувствам и телесным ощущениям. Психоаналитическая терапия вербальна. Однако вербальные отношения двух людей, особенно в ситуации ортодоксального аналитического лечения (когда пациент лежит на кушетке, лишенный движения и даже зрительного контакта с терапевтом, находящимся за ширмой) не позволяют в полной мере высветить расхождения слов с социальным поведением. Гештальт-терапия в этом смысле имеет преимущества. В ней направленно используются вербальные и невербальные проявления клиента, а также вербальные и невербальные терапевтические интервенции.
Несколько схематично можно сказать, что психоанализ в основном «обращен к левому полушарию». Гештальт-терапия - скорее «правополушарна» (Лебедева Н., 2019).

Ребенку важно на этапе взросления дать возможность проявить себя, отказаться от помощи родителей, поставить под сомнения их опыт и справедливость суждений. Как для гештальт-терапии, так и для многих других направлений в психологии, вышедших из психоанализа, на этапе становления важно было подчеркнуть свою уникальность и в определенном смысле отречься от родителя. Время показало, что некоторым это пошло на пользу. Они нашли своих последователей, наука получила дополнительные импульсы в развитии, которые базируются на открытиях Зигмунда Фрейда и актуализируются его учениками в каждом из моментов времени.

Анализируя отличия гештальт-терапии от психоанализа, я вижу много взаимосвязей. Ключевое открытие Фрейда, на которое опирается гештальт-терапия, это понятие бессознательного, которое не статично и изменятся в динамике.

Психодинамический подход, которому я придерживаюсь, объединяет психоаналитические техники и лучшие техники гештальт-терапии. Понять, какой метод наилучшем образом подходит в решении именно вашего запроса можно на диагностических сессиях, которые я провожу перед началом работы с клиентом. Записаться на диагностическую сессию можно по телефон +7 (903) 401-9544.

ЛИТЕРАТУРА
Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика, 2019
Гингер С., Гингер А. Гештальт — терапия контакта, 1999
Перлз Ф. Эго, голод и агрессия, 2014

31 ЯНВАРЯ / 2022

Контакты
Пишите мне в мессенджерах:
Made on
Tilda